День ГИБДД: вспоминаем историю Ангарской госавтоинспеции

Каждый год в начале июля сотрудники ГИБДД по всей стране отмечают свой профессиональный праздник. Более 80 лет дорожная полиция охраняет безопасность на наших дорогах. В честь этого события портал Ангарск38.ru вспомнил историю Госавтоинспекции в Ангарске.

А.И. Купальный, инспектор ДПС
Традиционно 3 июля в России отмечается День ГИБДД (ГАИ). На официальном уровне в этом году его справляют девятый раз. Праздник был установлен в нашей стране приказом МВД № 502 "Об объявлении Дня Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 3 июля 2009 года за подписью Рашида Нургалиева.

Отделение безопасности движения в Ангарске создавалось на глазах Филатова Валентина Андреевича. После войны в звании лейтенанта Филатов с женой Ириной Михайловной был направлен по распределению в милицию г. Ангарска. Жили и работали, по рассказам Валентина Андреевича, в здании Ангарского отделения безопасности движения, в 51 квартале, где в настоящее время находится паспортный стол. Жили на втором этаже, работали на первом. Всего было два кабинета: один - начальника, второй - для всех инспекторов. На первом этаже находилась комната временного задержания, трудно было привыкнуть к таким условиям быта, да и морозы в то время были крепкие до –55 градусов. Но сотрудники считали, что им еще повезло - первое население Ангарска проживало в юртах или маленьких домиках, расположенных по берегу реки Китой.

В.А. Филатов

В Ангарске Госавтоинспекция была образована в 1953 году. Первым начальником Госавтоинспекции стал Александр Володин. В то время Филатов В.А. командовал отдельным взводом регулирования уличного движения. 27 женщин-регулировщиц и 10 инспекторов уличного надзора осуществляли контроль соблюдения правил дорожного движения, осуществляли регулирование движения транспортных средств и пешеходов.  Из воспоминаний Валентина Андреевича: «В распоряжении ГАИ находилось два мотоцикла ИЖ-49, бортовой ГАЗ и агитационная машина. Женщины-регулировщицы стояли на каждом перекрестке - светофоров не было, первый светофор появился только в 1959 году на перекрестке ул. Кирова – Московский тракт. Удивительно то, что водители  слушались регулировщиц. Регулировщица свиснет в свисток - водители сразу останавливались. Видимо, совести у людей было больше. Раньше не ездили по тротуарам, газонам, как сейчас. Но были и нарушители, кто-то слушался, кто-то нет. Бывали случаи, что сотрудники сами отпускали нетрезвых водителей. Спрашивали у человека, кто он, кем работает, есть ли семья. Как быть, если у него семь детей? Отпускали его. Но он потом на глаза никогда не попадается. Трудно водители привыкали к первому светофору, его установили за чертой города на перекрестке ул. Кирова - Московский тракт. Машин, конечно, в то время было очень мало. Личных машин не было. Запомнились заасфальтированные дороги. Город только строился, и дороги сразу строили и асфальтировали, только на нефтеперерабатывающий завод дорога была грунтовая».

В связи с урбанизацией строящегося города увеличивалось количество транспортных средств, строились дороги местного и центрального назначения. И на первый план стала выходить задача вести борьбу с аварийностью, которая подразумевает не только анализ и учет дорожно-транспортных происшествий, причину их возникновения, но и сохранение жизни и здоровья всех участников дорожного движения. Для выполнения основной задачи в ГАИ увеличивался кадровый штат сотрудников.

Первая машина в ГАИ Ангарска

Организовалась служба приема экзаменов, выдачи водительских удостоверений и регистрации автомототранспорта. До 1960 года экзаменационная комиссия приезжала из Иркутска. В организации этой службы за истекший период большую роль сыграли Николай Цед, Владимир Колчанов, Валентин Филатов, Иосиф Просекин, Юрий Райлян.

Рассказывает Владимир Николаевич Колчанов: «В 1972 году я был назначен на должность старшего госинспектора межрайонного РЭО. Начальником МРЭО в то время был Николай Григорьевич Цед, он приложил много усилий к тому, чтобы служба успешно решала возложенные на нее задачи.  А на службе мы находились по 10-12 часов в сутки. Вместе с начальником нас было всего 3 человека и одна паспортистка Червоненко Маргарита Александровна. А обслуживали мы три района - Усольский, Черемховский, Ангарский - РЭО так и называлось межрайонное. Приходилось на неделю уезжать в служебную командировку в один город, на неделю в другой город. В одни дни принимали экзамены в автошколах, в другие дни регистрировали транспорт. Только спустя годы количество госинспекторов РЭО стало увеличиваться. Была введена еще одна должность паспортистки.  30 лет  вольнонаемной паспортисткой проработала в МРЭО Паскачей Валентина Яковлевна.  Кроме выполнения своих обязанностей мы, как и любой сотрудник милиции вели борьбу с преступностью, за безопасность и благополучие каждого человека, раскрывали преступления. В 1976 году мы помогли уголовному розыску задержать группу подростков, которые совершили ряд преступлений, связанных с угонами мотоциклов. Неоднократно выявляли подделки  регистрационных знаков, номеров двигателей, кузовов. Личного транспорта в то время было немного, транспорт принадлежал автотранспортным предприятиям, государственным организациям. Долгое время нашей головной болью был участок дороги через Китойский мост. Большое количество дорожно-транспортных происшествий с участием мотоциклистов совершалось на этом участке дороги. Мы выезжали на рейды совместно с внештатными сотрудниками дружины ГАИ. Штаб внештатной дружины располагался в 12 мрн.. Командирами дружины назначались инженеры по безопасности дорожного движения автотранспортных предприятий АТПР, автоколонна 1948, АЭХК, АПОГАТ. Дежурной части в то время еще создано не было, каждый госинспектор по графику заступал дежурным по ГАИ, оформлял материалы дорожно-транспортных происшествий, до 12 часов ночи (24 ч.). А утром  опять выходили на службу. Как и инспекторы дорожного надзора ГАИ, мы работали и на линии выявляли водителей в нетрезвом состоянии, правда, в то время пьяных за рулем были единицы. Очень хорошо запомнился один случай. По ул. Иркутской движение в то время было двухстороннее. Я остановил автомашину ЗИЛ, водитель оказался в таком пьяном состоянии, что даже не смог выйти из машины. Я вытащил водителя из машины, а он с ножом напал на меня. В то время табельное оружие нам не выдавалось, я очень хорошо владел приемами рукопашного боя (овладел приемами в Саратовском военном училище, куда направлялся учиться) и смог обезвредить нарушителя.

Колчанов В.Н.

В 1976 году меня направили в г. Усть-Кут, начальником МРЭО ГАИ, в этой должности я проработал 6 лет и в 1983 году вернулся в Ангарск начальником МОБ УВД. В 1984 году вместе с начальником ГАИ Заикиным Александром Ивановичем мы добились, что бы ГАИ из деревянного барака в поселке Новый-4 переехала в отдельно стоящее трехэтажное здание, где ГИБДД г. Ангарска находится и по сей день. С 1953 по 1969 годы ГАИ находилась в 51 квартале. С 1969 года Госавтоинспекция располагалась в здании УВД г. Ангарска в 205 квартале, на первом этаже, а в 1972 году ГАИ было выделено здание на ул. Иркутской, после чего  Госавтоинспекция переехала в деревянный барак в п. Новый-4.»

В конце 70 годов начальником МРЭО г. Ангарска из г. Иркутска был назначен Просекин Иосиф Иннокентьевич. Иосиф Иннокентьевич провел реорганизацию в работе службы РЭО, упорядочил документацию по регистрации автотранспорта и приему экзаменов. Одновременно из Иркутска назначают начальником Ангарской ГАИ Григорьева Евгения Павловича. Евгений Павлович не переезжает в Ангарск на постоянное место жительства. Ежедневно к 6 утра приезжал на службу из Иркутска. Благодаря грамотным, инициативным руководителям Николаю Харченко, Валентину Филатову, Анатолию Сапожникову, Евгению Григорьеву создавалась прочная техническая база, совершенствовались методы работы в ГАИ г. Ангарска. В 70 годы была организована служба дорожного надзора и организации движения, на которую был возложен контроль соблюдения правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог и дорожных сооружений, контроль, за движением через переезды. В становлении службы большую роль сыграли Острый Владимир Тихонович, Драгунов Александр Федорович. Созданию автоматизированной системы управления дорожным движением транспорта, позволяющих повысить пропускную способность улиц, сократить время задержки потоков на перекрестках способствовал Александр Драгунов. В эти же годы была организована служба технического надзора. Для снижения аварийности сотрудники технадзора обеспечивали контроль, за техническим состоянием автомашин и мотоциклов. Наряду с этим функциями служба контролирует организацию пассажирских перевозок, а также перевозку тяжеловесных и опасных грузов. Большой профессиональный вклад в развитие этой службы внесли Эвальд Степанович Вацик, Виктор Александрович Кузьмин, Владимир Федорович Петряшов, ему принадлежит создание пункта технического осмотра в п. Майск, Михаил Завенович Папян.

М.З. Папян

Михаил Папян пришел в ГАИ в 1977 году. В 1979 году закончил Саратовскую школу ГАИ с красным дипломом. После окончания был назначен на должность госавтоинспектора технического надзора. В 1985 году Михаил Завенович поступил в Хабаровскую высшую школу милиции. В 1995 году Александра Борисовича Берлина назначили начальником ГАИ, а Михаил Завенович стал его заместителем. С 1983 года Михаил Папян был секретарем партийной организации ГАИ. «Дисциплина в то время была на дорогах, - говорит Михаил Завенович – водители были сознательнее.  Коллектив у нас был небольшой, но очень сплоченный и очень дружный, друг другу помогали, выручали во всем. Но когда был рост аварийности, то об отдыхе забывали на недели, работали без выходных. На ул. Социалистической мы работали вместе с Николаем Березовским. По ориентировке передали, что вооруженный автоматом военнослужащий угнал автомашину УАЗ. Автомашину мы задержали, военнослужащего доставили в отделение милиции». Сейчас Михаил Папян и Александр Берлин, прослуживший в органах МВД более 22 лет от инспектора до начальника ГИБДД и возглавлявший службу 10 лет, находятся на пенсии, но по прежнему полны сил и продолжают трудиться на производственных предприятиях города.

До 2005 года службу технического осмотра возглавлял Сергей Анатольевич Борисов.

С.А. Борисов

Будучи высококвалифицированным специалистом, он много сил вложил в развитие, укрепление и совершенствование надзорной деятельности, службы технического надзора. Организация работы в этом направлении стала одним из самых заметных аспектов реформирования деятельности ГИБДД Ангарска. В 2005 году Сергей Анатольевич возглавил ОГИБДД г. Ангарска. С 2011 года подразделение возглавляет Андрей Александрович Коноплев.

А.А. Коноплев

В 90-е годы произошли изменения в отделе административной практики. Благодаря Татьяне Осиповой в Ангарске была разработана компьютеризированная система административных правонарушений. В настоящее время внедрена система доступа информации в патрульные автомашины ГИБДД, что позволяет оперативно действовать в различных ситуациях. Рассказывает первая женщина ГАИ г. Ангарска Татьяна Михайловна Осипова: «На службу в ГАИ пришла в 1979 году в возрасте 28 лет по решению трудового коллектива, на должность инспектора дорожного надзора. Эвальд Степанович Вацик торжественно вручил мне компостер-дырокол, так началась нелегкая, но очень интересная служба. Работали с нарушителями водителями, с нарушителями пешеходами. Запомнился один рейд. На ул. К. Маркса работали с пешеходами - бежит девушка через дорогу из трикотажного магазина, нарушает ПДД и обращается за помощью. Два человека - парень и девушка - только что украли в магазине кофту. Я останавливаю машину начинаю преследовать и задерживаю подозреваемых. Девушка и парень оказались из г. Усолье-Сибирское. За раскрытие преступления меня поощрили подарком, хрустальная ваза у меня хранится и посей день. Раньше в трудовую книжку записывались все поощрения, за участие в спортивных соревнованиях, за раскрытие преступлений». В звании майора в 2002 году Татьяна Михайловна ушла на пенсию.

Основное и самое многочисленное структурное звено ГИБДД – дорожно-патрульная служба. ДПС осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в сфере дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с преступностью, прежде всего - на дорогах.

В 1991 году была создана отдельная рота ДПС в г. Ангарске. Первым командиром был назначен Юрий Андреевич Райлян. В настоящее время рота делится на два взвода. Инспектор ДПС ГИБДД должен не только знать и уметь применять на практике требования закона и нормативных документов. Это предполагает высокий профессионализм сотрудника ДПС и психологическую подготовку. Инспектору необходимо знать культуру речи и уметь разрешать конфликтные ситуации. В настоящее время большое внимание уделяется техническому оснащению дорожно-патрульной службы. В арсенале инспекции по безопасности дорожного движения все современные средства: видеорегистраторы, автоматические камеры регистрации и др., современная радиофицированная автомобильная техника. Патрульные автомашины оборудованы контрольной аппаратурой и специальными фотоприборами, позволяющими выявлять превышение скорости. Большая заслуга в этом принадлежит командирам ОРДПС  Черткову Николаю Николаевичу и Березовскому Николаю Андреевичу.

Березовский воспитал не одно поколение молодых сотрудников ДПС. Один из учеников Николая Андреевича старший инспектор ДПС Евгений Халявин. Евгений - победитель городских конкурсов среди инспекторов дорожного движения на протяжении последних пяти лет. Представлял Ангарскую ГИБДД на областных соревнованиях. Хорошая физическая подготовка, знание нормативных документов, отменные навыки вождения транспорта - вот что помогает Евгению побеждать. Бывший десантник, старший лейтенант занимает самые высшие ступени пьедестала на областных состязаниях. «Конкурсы это хорошо, но самое главное уметь применить знания, навыки на службе», - говорит Евгений Халявин. В ноябре 2004 года около 14 часов на ул. Полярников Евгений Халявин остановил за нарушение Правил дорожного движения белую иномарку Тойота-Спринтер без государственных номеров. Водитель автомашины по данным информационного центра находился в федеральном розыске. У инспектора вызвало подозрение разбитое заднее пассажирское стекло, осколки которого частично валялись в салоне. При досмотре автомашины было обращено внимание на то, что на переднем пассажирском сидении одеялом были прикрыты пятна бурого цвета, напоминающие кровь. Гражданин, управляющий автомашиной, не предъявил ни каких документов, удостоверяющих личность. Водитель автомашины был доставлен в отделение милиции. Автомашина помещена на арест площадку. Приказом ГУВД И.О. за раскрытие преступления Евгений Халявин был поощрен денежной премией.

В 1998 году Госавтоинспекция получила свое сегодняшнее название – ГИБДД. Сейчас ангарские госавтоинспекторы, как и их коллеги в других регионах, обеспечивают безопасность на наших дорогах, контролируют содержание дорог, регистрируют транспорт, занимаются поиском угнанных машин, охраняют первых лиц государства, следят за общественным порядком во время массовых праздников, занимаются пропагандой безопасности дорожного движения. 

Больше новостей об Ангарске читайте здесь.

Автор
( 0 оценок )
Актуальность
( 0 оценок )
Изложение
( 0 оценок )
168 просмотров в декабре

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама, заявления, связанные с деятельностью компании.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать